Дирижер школьного хора и детских душ

Дата публикации: 05.05.2025 - 08:39
Просмотров - 232

«Учитель года» - почетное звание для каждого педагога. Участие в конкурсе для получения столь важного статуса дает возможность раскрыться, показать свои способности, умения и навыки в столь непростой профессии.

Именно это и сподвигло Гульнару Аухадееву принять участие в таком масштабном и серьезном мероприятии, которое прошло совсем недавно. И не зря - учитель музыки из пятой школы в республиканском конкурсе получила заслуженное третье место. Конкурс закончился, но эмоции и впечатления о нем еще свежи и запомнятся надолго. О них и не только говорили с Гульнарой Асхатовной.

Надо сказать, беседа наша проходила в кабинете музыки, где главным атрибутом, конечно же, является фортепиано. Этот музыкальный инструмент вальяжно расположился в центре помещения, будто показывая, кто здесь хозяин. Заходя сюда, мне кажется, каждый взрослый человек словно переносится в свои школьные годы, когда музыка была одним из самых любимых, интересных и приятных предметов.

- Среди родителей бытует мнение, с которым я категорически не согласна, что уроки музыки не так уж и важны.

 - Любой урок важен и необходим, будь то математика, английский, химия или музыка. Некоторые, к сожалению, считают, что в общеобразовательной школе упор нужно делать на точные либо гуманитарные дисциплины, а таким, как музыка, физкультура или ИЗО меньше уделять внимания. Но это заблуждение.

Музыка - такой предмет, на который ребята идут с удовольствием. Здесь они прикасаются к миру прекрасного, раскрывают свой творческий потенциал, отвлекаются от решения задач и заучивания правил. Здесь каждый может показать себя таким, какой есть на самом деле, происходит некий выплеск эмоций. Дети, которые развиты музыкально, креативные, необычные, а это важно в современном мире.

Некоторые ученики приходят и музицируют на переменах или после уроков. Всегда этому рада, почему бы и нет?! Они тем самым развивают свои способности, а мне хорошо, что не теряют зря свободного времени, а проводят его за инструментом или поют.

Ребята разные, один общительный, другой не очень. Кто-то с легкостью запевает куплеты, другой замкнутый, ему это дается с трудом. Но всех поддерживаем, помогаем - ребят учу взаимовыручке, пониманию. Если ученик постеснялся выйти со всеми петь, - не страшно, значит, ему проще с места - пусть так, мы все равно исполним композицию хором и обязательно похвалим друг друга. Ведь каждый класс – это настоящий живой хор или, возможно, даже оркестр.

Мои уроки разные. На одних можем поплакать, например, когда говорим и слушаем Ленинградскую симфонию Д. Шостаковича, на других смеемся, фантазируем вместе с Моцартом, на третьих удивляемся  Хансом Циммером. Всего не перечислишь, ну, а еще можем осмысленно погреметь, постучать и пошуметь, создавая совместную «симфонию звуков». Использую абсолютно разные виды перкуссии, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

- Например?

- Это музыкальные шумовые инструменты, также диатонические колокольчики, бумвокерсы, свирели и многое другое. По мере возможности стараюсь, чтобы каждый ребенок играл на чем-нибудь. Часто вместо музыкальных инструментов используем простые бытовые вещи.

К примеру, чтобы создать новую мелодию, мы используем разные виды альтернативной перкуссии: работаем с пластиковыми стаканами, это называется CupSongили, используем BODIPercussion (звуки тела), PaperTapping (звуки бумаги), PENTapping - техника создания звуковых композиций канцелярскими карандашами, ручками, даже палочками для суши, TableDrumming  - звуки, извлекаемые с помощью парты или стола. Было бы желание - создавать музыку можно с помощью разных предметов.

Ребятам такие занятия по душе, именно экспериментируя, они могут  ощутить себя настоящими композиторами и современными крутыми музыкантами-исполнителями.  Ведь они не просто поют, но еще и учатся играть и самостоятельно создавать свои мелодии. А это дорогого стоит!

 В планах создание нескольких проектов, которые хочется реализовать уже в следующем году, один из них - с  моим пятым классом. Подробности опустим, пусть они станут сюрпризом. Подобный проект существует  в школах Москвы, Анапы, Краснодара. Почему бы и нам не попробовать?

- В какой момент вы поняли, что хотите связать жизнь с музыкой?

- Когда ходила в детский сад, нравились музыкальные занятия, любила петь, выступать на сцене, а еще практически влюбилась в педагога. В моем юном восприятии она была такая красивая, тактичная, необыкновенная. Она заметила, что у меня есть музыкальные способности, посоветовала маме отдать меня в музыкальную школу. Будучи второклассницей я прошла экзамены и начала учиться по классу фортепиано.

Был еще один судьбоносный случай. Однажды вечером с мамой возвращались домой через школьный двор девятнадцатой школы, мне было всего 6-7 лет. По дороге я подняла голову и случайно в окне школы увидела, как в классе проходил урок музыки. Учительница сидела за фортепиано, а ребята пели. Я остановилась и смотрела несколько минут на эту картину. И тут внутри меня что-то перевернулось, в тот момент я поняла, что хочу стать учителем музыки. Так появилась мечта, к которой шла долгие годы.

Когда ученики спрашивают, сколько же я училась, чтобы стать музыкальным педагогом, отвечаю - 15 лет. Сначала семь лет в музыкальной школе, после девятого класса поступила в абаканский педагогический колледж, затем - в институт искусств. Когда получила диплом, сначала работала в нашем лицее, а потом пришла в пятую школу.

Возвращаясь назад, понимаю, что никем другим себя не представляю. Я человек творческий, только музыка дает мне заряд сил и энергию. Свой предмет очень люблю, но и к другим отношусь уважительно. Понимаю, что каждому свое. Мне, например, всегда сложно давалась математика. Да, она важна, без нее никому не обойтись. Но преподавать этот предмет не смогла бы.

- Сложно было начинать работать с детьми?

- Пожалуй, нет. Была уверенность в себе. Так получилось, что в лицее работала только с начальными классами. С детьми быстро нашла общий язык. Ребята из младших классов искренние, открытые, готовые довериться. Позже и с учениками постарше сумела наладить контакт.

Самое главное в работе с детьми - любить свою работу. Ведь когда профессия по душе, то и с ребятами поладишь, все получаться будет. Именно с такой позицией и принимала участие в конкурсе «Учитель года». Конечно, чувствовала на себе большой груз ответственности. От своего лица нужно было показать учителей республики, отстоять честь педагогов-музыкантов, а еще с достоинством представить город и школу.

- У вас это получилось!

- Во время конкурса больше всего понравилось проводить урок в незнакомом классе. Это были третьеклассники из 31-ой школы Абакана. Занятие прошло замечательно. На следующий день с этими же ребятами проводила воспитательное мероприятие на тему «Справедливость» - тоже все прошло отлично. И заключительным этапом стало проведение мастер-класса, где я делилась опытом и знаниями.

 - Не огорчились, что вышли на третье место?

- Конкурсанты были более чем достойными, поэтому испытываю лишь удовлетворение результатами и искренне рада за победителя республиканского этапа – учителя русского языка из Таштыпа, желаю ей сил, творческих находок, успеха, ведь она отправится представлять Хакасию в Москве.

В таких конкурсах важна работа команды, поддержка коллег, администрации школы. У меня она была. Коллеги прониклись моей работой,  идеями и оказали всю необходимую помощь.

Участие в профессиональном учительском конкурсе – это не только возможность продемонстрировать свои навыки и достижения, но найти новые грани своей личности. Поэтому важен любой результат, но все-таки когда тебя признают одним из лучших, это вдохновляет на дальнейшую работу.

Доказала в первую очередь себе, что на многое способна, а значит, буду двигаться в давно выбранном направлении – ежедневного поиска интересных идей работы с детьми, непрерывного самообразования, повышения профессиональной компетентности.

Современный учитель должен быть готов к вызовам в работе с детьми, один из них – использование информационных технологий. Ими можно разнообразить классические уроки музыки. Вообще стараюсь идти в ногу со временем, к примеру, веду свой блог в одной из соцсетей, делюсь тем, как проходит школьная жизнь, чем дышу, что беспокоит и радует, делюсь своими методическими находками, в том числе в плане воспитательной работы, и часто получаю обратную связь.

- Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь из учеников пошел по вашим стопам?

- Было бы неплохо. У меня есть ученик, сейчас он в 9 классе. Когда был помладше, ему нравились уроки музыки, он ходил ко мне в вокальную студию, у него были способности, так вот, чтобы их развить, порекомендовала мальчику пойти в музыкальную школу, родители поддержали. И сейчас этот юноша планирует после окончания школы поступать в музыкальный колледж.

- Как удается совмещать работу в школе и семью? Приходится ли жертвовать чем-то?

- Учительство – напряженный ответственный труд, который захватывает настолько, что педагог не может расслабиться даже в выходные. К тому же, это сильно бьет по здоровью. Вынуждена признать, что часто приходится жертвовать общением с собственными детьми, а их у меня трое. Стараюсь находить баланс между семьей и работой, и даже иногда уделять внимание себе – ходить на танцы, читать книги, бывать на природе, чтобы восстановить силы, перезагрузиться и вернуться на работу бодрой, с массой свежих идей.

- Ваш кабинет – обитель музыки. Видно, что в его оформление вложено немало сил.

- Действительно, стараюсь украшать кабинет к каждому празднику и не только. Мне хочется, чтобы пребывание в его стенах стало приятным не только для меня, но и для учеников. Чтобы, переступая его порог, они чувствовали дыхание искусства, ощущали его. Музыка несет вечные ценности, транслирует всю прелесть и многогранность нашего мира, в том числе внутреннего, надо лишь только научиться говорить на ее языке. Надеюсь и верю, прилагаю все свои способности и силы, чтобы ученики после моих уроков улавливали нежное, хрустальное свечение искусства, которое способно каждого делать лучше.

Татьяна ДУДИНА,

фото Гульнары Аухадеевой

Новости по теме: