Нелли Ашихмина: «Ребёнка нельзя отбирать. Лучшее, что для него может быть, – семья»

Дата публикации: 06.06.2025 - 08:45
Просмотров - 57

Начало июня – это старт длинных летних каникул, долгожданный для ребятни День защиты детей с его развлечениями и забавами. Однако, смысл этого дня, конечно же, глубже. Увы, детей необходимо ещё и беречь от разного рода угроз, защищать. Поэтому сегодня гость редакции – начальник отдела опеки и попечительства Нелля Владимировна Ашихмина. Задача сотрудников отдела, которым она руководит, - наперечёт знать детей, что нуждаются в помощи государства, защищать их права, тесно взаимодействовать с семьями, которые из-за поведения родителей принято считать неблагополучными.

- Не так давно в Хакасии побывала Уполномоченная при Президенте РФ по правам ребёнка Мария Алексеевна Львова-Белова. Чиновник не из ряда. Многие отмечают её человечность, порядочность, бесконечную любовь к детям. К слову, в её семье – пятеро родных и четверо приёмных детей. Так вот, её визит состоялся в рамках всероссийской инспекции системы профилактики социального сиротства, вы тоже присутствовали на встречах, что для себя вынесли?

- Могу сказать, что специалисты отдела опеки и попечительства Черногорска движутся в правильном направлении. С родителями, где дети оказались в социально опасном положении, ведется целенаправленная работа по профилактике асоциального образа жизни, восстанавливаются детско-родительские отношения.

Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка Львовой-Беловой были посещены учреждения, где рассматривались вопросы профилактики социального сиротства. На встречах предметно рассматривали документы, анализировали ситуации по сопровождению детей в реабилитационных центрах для несовершеннолетних. На вопрос, почему некоторые ребята находятся там довольно долго, по каждому из детей специалисты давали ответ, приводили примеры судебных дел по лишению, ограничению родительских прав. Речь шла о тех ребятах, которых не смогли быстро определить в семьи, как оставшихся без попечения родителей. Но и отдать неблагополучным родителям, если они продолжали асоциальный образ жизни, тоже не было возможности. А в данных ситуациях лишь три варианта: вернуть ребёнка в кровную семью, либо найти замещающих родителей, которыми могут быть как родственники, так и «чужие» люди, желающие принять ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в свою семью. Третий вариант – помещение несовершеннолетнего в госучреждение.

Если у детей появляется статус «оставшиеся без попечения родителей», то есть когда родителей ограничивают в родительских правах или лишают, по веским обстоятельствам, таких ребят стремимся как можно скорее устроить в семьи. Их можно увидеть в федеральном банке данных. Мы в первую очередь связываемся с родственниками, именно они, как правило, забирают детей на воспитание. Хотя бывают причины, которые выступают препятствием для столь серьёзного шага, в том числе состояние здоровья, жилищные условия. Тогда данные детей размещаем в информационных базах (региональной, федеральной). Именно к этим данным обращаются те, кто желает взять детей в семьи.

- Детишек помладше всегда брали охотнее, наверное, в надежде вложить как можно больше от себя в их воспитание. Тенденция сохраняется?

- Да, маленьких детей в информационных базах немного. Ребят до трёх лет практически сразу забирают в семьи. Более того, за ними – очередь. У нас в городе в настоящее время двенадцать семей ждут пополнения, ждут своих будущих сыновей или дочерей. Речь о кандидатах, которые прошли школу приёмных родителей, имеют заключение специалистов, которое действительно в течение двух лет и свидетельство о том, что они – кандидаты в замещающие родители.

- Как всё серьёзно!

- Потому что речь о судьбах людей. К слову, те, кто готов принять ребёнка, могут взять его в любом регионе, городе страны. При этом учитываются пожелания будущих родителей. Кто-то готов принять ребёнка от семи, от пяти, от десяти лет. Всё индивидуально. Кто-то мечтает о девочке, другие – о мальчике, кто-то хотел бы ребёнка определённой национальности. Всё это обсуждается, в форме лекций и диалогов, в рамках школы приёмных родителей.

- Можно немного подробнее об этой школе?

- Занятия рассчитаны на 80 часов, с претендентами работают психолог, социальный педагог, специалист по нормативно-правовой базе, специалист по выявлению социально неблагополучных семей. Обсуждаются все аспекты, все нюансы, трудности, с которыми могут столкнуться приёмные родители.

Близкие родственники (бабушки, дедушки, тёти, дяди, старшие братья и сёстры) не проходят эту школу, для них предусмотрено лишь тестирование. Кандидатами могут быть взрослые от 18 лет и старше, ограничений по возрасту законодательно нет. Мы, конечно, учитывая возраст замещающих родителей (это обычно бабушки или дедушки детей), проводим с ними индивидуальные беседы, консультации и особое внимание уделяем сопровождению таких семей. Опека всегда на стороне замещающих родителей и детей, мы глубоко убеждены, что детям в семьях гораздо лучше.

- Если ребёнка не получается устроить в семью, вы говорили о госучреждении как одном из вариантов.

- Да, госучреждение в нашем случае – школа-интернат г Черногорска и детский дом «Ласточка», который находится в Саяногорске.

Что касается детей с задержкой развития, пять ребят из Черногорской школы-интерната проживают в Республиканском доме-интернате для умственно отсталых детей в  Абакане.

- Наверное, не случайно федеральные представители обратили внимание на долгий срок пребывания некоторых детей в учреждениях. Сейчас политика изменилась, с тем, чтобы детей оставлять в кровных семьях или быстрее находить замещающие. Чтобы никто не рос в казённых стенах.

- Мы работаем именно в этом направлении. Сегодня 246 несовершеннолетних состоят на учете в отделе опеки и попечительства, как оставшиеся без попечения родителей,  из них:

под предварительной опекой – 16 человек;

под опекой (попечительством) – 74 человека;

в приемных семьях – 122 человека;

под надзором в госучреждении – 34 человека.

В 2024 году на учет поставлено  12 граждан, желающих принять детей в семью. За первое полугодие 2025 года 6 кандидатов.

В связи с принятием детей в семью в 2024 году с учета снято 14 кандидатов, в 2025 году 3 кандидата. В 2024 году усыновлено 10 детей, оставшихся без попечения родителей, в истекший период 2025 года  уже усыновлено 4 ребенка.

- Ваша постоянная практика – рейды по неблагополучным семьям. Есть ли тенденция к улучшению, либо к ухудшению ситуации?

- В 2024 году снизилось количество семей, которые состоят на учёте городской системы профилактики. Мы беседуем, постоянно навещаем, поддерживаем родителей в том, чтобы у них была постоянная работа и нормальный образ жизни, чтобы они занимались с детьми. Если так и происходит, снимаем их с учёта городской системы профилактики. Чтобы всё сложилось хорошо, работают сотрудники полиции, медорганизаций, отдела опеки.

Некоторые родители, увы, срываются, и мы начинаем всё сначала.

Мария Алексеевна Львова-Белова призывала использовать все пути и методы, чтобы возвращать детей в кровные семьи. Разговариваем, приглашаем вновь и вновь, приходим на известные адреса. Лишь когда мы ничего не можем сделать, начинаем оформление на ограничение в родительских правах.

Есть случаи восстановления в правах, в прошлом году восстановили в родительских правах одну семью и две – после лишения прав. Каждый родитель имеет право на восстановление в родительских правах, если он изменил образ жизни и имеет желание воспитывать  ребенка самостоятельно.  С десятилетнего возраста дети имеют право в суде высказать свое мнение о возможности их  родителей восстановиться в родительских правах.

Был отмечен положительный опыт и работа специалистов «по всем направлениям», не жалея сил, с каждой семьёй – индивидуально. Цель – направить родителей не отворачиваться от детей, найти силы, чтобы заняться воспитанием и отказаться от пагубных привычек.

- Прислушиваетесь ли вы к обращениям соседей, знакомых, которые сообщают о непорядке в отношении детворы?

- По каждому звонку или письменному обращению проводим работу, проверки. По закону имеем право выйти на место в течение трёх дней, но мы делаем это незамедлительно, либо по адресу отправляется полиция.

Если же есть необходимость изолировать детей от нерадивых родителей, можем поместить их временно в больницу или в детский сад «Теремок» Черногорска, там работает группа круглосуточного пребывания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

- Что планируете ещё взять на вооружение?

- Всё, что положено, делаем, поверьте. Жаль, что устранение социального сиротства от нас не зависит, это явление имеет глубокие причины. Но мы всегда ставим перед собой задачу – вернуть ребенка в кровную семью. Вся городская система профилактики  работает в этом направлении. Также для нас сегодня актуально  устраивать ребят из госучреждений в замещающие семьи. Для этого мы постоянно размещаем фотографии детей в печатных изданиях, на официальном сайте ГУО администрации  Черногорска, в Центре занятости населения в Управлении социальной поддержки населения  Черногорска. 

- Добрые сердцем люди, которые хотели бы спасти, воспитать хорошими детей, могут к вам обращаться, так?

- Да, мы ждём!

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора

Новости по теме: