Пресс-тур в Усть-Абаканский район: первая остановка - куриное царство

Дата публикации: 23.06.2025 - 09:36
Просмотров - 118

Экскурсионная группа из Черногорска, побывав на образцовой молочной ферме Натальи Зубаревой в Шушенском районе Красноярского края, вернулась домой с массой положительных эмоций, жгучей завистью к соседям и с вопросом: а у нас в Хакасии с сельским хозяйством как дела? Есть что-то интересное, масштабное?

Вопрос будто услышали в администрации Усть-Абаканского района, поскольку пригласили журналистов в пресс-тур по сельхозпредприятиям района – показать, рассказать, что и как.

На небольшом юрком пазике мы с коллегами в тот день «намотали» километраж, как до Красноярска. Экскурсоводом стала глава Усть-Абаканского района Елена Егорова. Да, да, как взяла в автобусе микрофон в руки в начале пути, так практически не выпускала его до завершения поездки. Так что мы не просто перемещались по долам, по горам, а узнавали, что это, а что вот то, а почему и отчего…

Первая остановка была на Усть-Абаканской птицефабрике. Подъезжали – обратили внимание, что предприятие восстановило вывеску советских времён, на которой и курочки, и серп с молотом, и телефон для тех, кто желает устроиться сюда на работу. Красота!

- Я училась в сельской школе, - поделилась Елена Егорова, - птицефабрика была градообразующей в Рассветовском сельсовете – они строили дома, заботились о работниках, крепкое предприятие было, из тех, что на хорошем счету. Школьники ходили туда трудиться, и я тоже. Ухаживали за птицей, мыли и укладывали в ячейки яйца. Имею удостоверение птичницы!

Не успели мы опомниться от эксклюзивной новости про птичницу, как пазик притормозил. И начались строгости. «Вон там, на проходной, видите лужу? Так не лужа это, а дезинфекционная жидкость для обработки колёс всех въезжающих на территорию фабрики автомобилей!»

Журналистская братия нацелилась, было, побывать в курином царстве, пофотографировать курочек-несушек, но строгий сопровождающий твёрдо сказал «нет!» Мол, предприятие сродни режимному, не дай Бог занести какую-нибудь бациллу.

Ну ладно, всё правильно, молодцы. Была рада и тому, что удалось втиснуться в легковушку (с уже обработанными колёсами) вместе с телевизионщиками, которых повезли показывать территорию, где пока что хозяйничают в том числе и строители.

- Вот, смотрите, - показывает на свежевыстроенную огромную коробку цеха сопровождающий, который представился представителем собственника.

Посмотрели, увидели абсолютно новый корпус, где внутри рабочие монтировали клетки.

Мужчина рассказал:

- Здесь располагался точно такой же по размерам комплекс. Мы его сломали, построили новый, модернизированный. Раньше было установлено по 6 батарей из клеток в ряд и по 4 клетки вверх. А сейчас будет по 7 батарей и по 6 клеток вверх. Войдёт до 110 тысяч кур. А была вместимость около 80 тысяч.

Что ж, понятно, предприниматели борются за наиболее эффективное использование квадратных метров помещений. Их ведь зимой необходимо ота­пливать, поддерживать определённую температуру, значит, надо использовать пространство на все сто.

Монтажники в корпусе колдовали над устройством клеток, крепили их, соединяли.

- Оборудование откуда?

- «Солянка»! Часть из Белоруссии, часть из Китая, кое-что наше.

После объезда стройплощадки, где скоро забьёт крыльями, закудахчет куриное племя, заходим в цех сортировки яиц.

Работа, судя по всему, довольно монотонная, поэтому фоном звучит популярная музыкальная радиоволна. Если спросят кого-то из этого цеха, мол, что делаешь на работе, не обманет, если скажет, что слушает музыку…

Шутки шутками, а дело ответственное – рассортировать яйца по размеру, проштамповать, уложить в ячейки.

Елена Егорова поясняет:

- Усть-Абаканская птицефабрика – наша промплощадка номер один, пристально следим за тем, что здесь происходит. Теперь собственник – тот же, что у агропромышленной компании «Вкус». Всё серьёзно, основательно.

Директор птицефабрики вышла для разговора с парой упаковок, каждая - для десятка яиц, недавно разработали новый дизайн.

- Как развивется предприятие, к чему стремитесь, что строите? – забросали ответственное лицо вопросами.

- В марте 2024-го на фабрике сменился собственник. За 9 месяцев 2024-го мы выпустили 49 миллионов яиц, что в пересчете на полный год составило около 60 миллионов. А в 23-м году выпустили лишь 43 миллиона штук.

Начали вкладывать деньги в ремонт и модернизацию, в итоге получили гораздо больший объём продукции.

За 5 месяцев 2025-го года получили 31,5 млн яиц, что в пересчёте на год – уже порядка 75 миллионов штук.

В этом году запустили, ввели в эксплуатацию корпус ремонтного молодняка (так непривычно для обывательского уха называют на фабрике кур-молодок, - от ред.), посадили туда 110 тысяч голов, вырастили их и сегодня начали переселение в постоянные клетки для взрослых кур.

У нас появился Красный кросс с красновато-коричневым оперением, это куры с высокими показателями яйценоскости, то есть помимо белых яиц, будут и коричневые.

В четвёртом квартале этого года введём в эксплуатацию ещё два корпуса для промышленного стада, на которое вчера заложили яйца, будут выведены цыплята.

К концу года на предприятии будет 6 корпусов промышленного стада и два корпуса ремонтного молодняка. К 26-му году, по сравнению с 23-м, увеличим объём выпуска яиц, ориентировочно, в два раза.

Минимум, что получим в 2026 году - порядка 85 миллионов яиц, а будем стремиться к ста миллионам в год. К слову, в советские времена фабрика выпускала до 20 миллионов яиц в год, на территории действовали 20 корпусов. Такая вот арифметика.

- Если бы вас пустили в сетевые магазины, насколько вырос бы объём производства?

- Объём яиц не зависит от того, работаем мы с крупными торговыми сетями или нет. К слову, чтобы с ними работать, сделали упаковку, разработали новые этикетки. Начали фасовать яйца так, как диктует покупатель – не только по 30 штук, а в том числе по десятку, чтобы каждому было удобно положить покупку в обычную хозяйственную сумку.

Кроме того, что касается торговых сетей, необходимо около 80 млн рублей, чтобы начать с ними работать – всё не просто так!

Это большая сумма, если учесть, что при поддержке Промышленной палаты РХ мы получили кредит порядка ста миллионов рублей и это было для нас сродни глотку воздуха. На данном этапе материальной возможности «достучаться» до торговых сетей нет, но стремимся к этому. Надеюсь, в следующем году начнём напрямую работать с Пятерочкой, Командором. Будем стараться представить продукцию достойно – теперь выпускаем не только столовое яйцо, но и деревенское, витаминизированное.

Как было не поинтересоваться у руководителя, какие именно яйца – на столе в её семье?

- Мой сын – пловец, приверженец здорового образа жизни, -ответила директор, - ему подавай качественный белок, то есть яйца с двумя желтками. Они самые крупные, выделяются среди других.

- А цвет скорлупы на качество яиц влияет?

- Нет! Влияют условия содержания кур, освещённость, витаминные добавки, которые делают корм (отечественный, наш!) полноценным, сбалансированным.

Кадровый вопрос стоит остро – нужны инженеры, слесари для работы с дорогостоящим автоматизированным оборудованием. Нужны люди с инженерным или со среднетехническим образованием. Всех специалистов обучают самостоятельно, «под себя».

Елена Егорова, когда отъезжали от фабрики, ещё подкинула цифр:

- Наличие птицы, по состоянию на 1 мая 2025-го – почти полмиллиона. В том числе 295 тысяч кур-несушек.

И подвела черту увиденному-услышанному:

- Собственник в успехе дела заинтересован, у директора глаза горят – все будет хорошо.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора

Новости по теме: