
Экскурсионная группа из Черногорска, побывав на образцовой молочной ферме Натальи Зубаревой в Шушенском районе Красноярского края, вернулась домой с массой положительных эмоций, жгучей завистью к соседям и с вопросом: а у нас в Хакасии с сельским хозяйством как дела? Есть что-то интересное, масштабное?
Вопрос будто услышали в администрации Усть-Абаканского района, поскольку пригласили журналистов в пресс-тур по сельхозпредприятиям района – показать, рассказать, что и как.
На небольшом юрком пазике мы с коллегами в тот день «намотали» километраж, как до Красноярска. Экскурсоводом стала глава Усть-Абаканского района Елена Егорова. Да, да, как взяла в автобусе микрофон в руки в начале пути, так практически не выпускала его до завершения поездки. Так что мы не просто перемещались по долам, по горам, а узнавали, что это, а что вот то, а почему и отчего…
Первая остановка была на Усть-Абаканской птицефабрике. Подъезжали – обратили внимание, что предприятие восстановило вывеску советских времён, на которой и курочки, и серп с молотом, и телефон для тех, кто желает устроиться сюда на работу. Красота!
- Я училась в сельской школе, - поделилась Елена Егорова, - птицефабрика была градообразующей в Рассветовском сельсовете – они строили дома, заботились о работниках, крепкое предприятие было, из тех, что на хорошем счету. Школьники ходили туда трудиться, и я тоже. Ухаживали за птицей, мыли и укладывали в ячейки яйца. Имею удостоверение птичницы!
Не успели мы опомниться от эксклюзивной новости про птичницу, как пазик притормозил. И начались строгости. «Вон там, на проходной, видите лужу? Так не лужа это, а дезинфекционная жидкость для обработки колёс всех въезжающих на территорию фабрики автомобилей!»
Журналистская братия нацелилась, было, побывать в курином царстве, пофотографировать курочек-несушек, но строгий сопровождающий твёрдо сказал «нет!» Мол, предприятие сродни режимному, не дай Бог занести какую-нибудь бациллу.
Ну ладно, всё правильно, молодцы. Была рада и тому, что удалось втиснуться в легковушку (с уже обработанными колёсами) вместе с телевизионщиками, которых повезли показывать территорию, где пока что хозяйничают в том числе и строители.
- Вот, смотрите, - показывает на свежевыстроенную огромную коробку цеха сопровождающий, который представился представителем собственника.
Посмотрели, увидели абсолютно новый корпус, где внутри рабочие монтировали клетки.
Мужчина рассказал:
- Здесь располагался точно такой же по размерам комплекс. Мы его сломали, построили новый, модернизированный. Раньше было установлено по 6 батарей из клеток в ряд и по 4 клетки вверх. А сейчас будет по 7 батарей и по 6 клеток вверх. Войдёт до 110 тысяч кур. А была вместимость около 80 тысяч.
Что ж, понятно, предприниматели борются за наиболее эффективное использование квадратных метров помещений. Их ведь зимой необходимо отапливать, поддерживать определённую температуру, значит, надо использовать пространство на все сто.
Монтажники в корпусе колдовали над устройством клеток, крепили их, соединяли.
- Оборудование откуда?
- «Солянка»! Часть из Белоруссии, часть из Китая, кое-что наше.
После объезда стройплощадки, где скоро забьёт крыльями, закудахчет куриное племя, заходим в цех сортировки яиц.
Работа, судя по всему, довольно монотонная, поэтому фоном звучит популярная музыкальная радиоволна. Если спросят кого-то из этого цеха, мол, что делаешь на работе, не обманет, если скажет, что слушает музыку…
Шутки шутками, а дело ответственное – рассортировать яйца по размеру, проштамповать, уложить в ячейки.
Елена Егорова поясняет:
- Усть-Абаканская птицефабрика – наша промплощадка номер один, пристально следим за тем, что здесь происходит. Теперь собственник – тот же, что у агропромышленной компании «Вкус». Всё серьёзно, основательно.
Директор птицефабрики вышла для разговора с парой упаковок, каждая - для десятка яиц, недавно разработали новый дизайн.
- Как развивется предприятие, к чему стремитесь, что строите? – забросали ответственное лицо вопросами.
- В марте 2024-го на фабрике сменился собственник. За 9 месяцев 2024-го мы выпустили 49 миллионов яиц, что в пересчете на полный год составило около 60 миллионов. А в 23-м году выпустили лишь 43 миллиона штук.
Начали вкладывать деньги в ремонт и модернизацию, в итоге получили гораздо больший объём продукции.
За 5 месяцев 2025-го года получили 31,5 млн яиц, что в пересчёте на год – уже порядка 75 миллионов штук.
В этом году запустили, ввели в эксплуатацию корпус ремонтного молодняка (так непривычно для обывательского уха называют на фабрике кур-молодок, - от ред.), посадили туда 110 тысяч голов, вырастили их и сегодня начали переселение в постоянные клетки для взрослых кур.
У нас появился Красный кросс с красновато-коричневым оперением, это куры с высокими показателями яйценоскости, то есть помимо белых яиц, будут и коричневые.
В четвёртом квартале этого года введём в эксплуатацию ещё два корпуса для промышленного стада, на которое вчера заложили яйца, будут выведены цыплята.
К концу года на предприятии будет 6 корпусов промышленного стада и два корпуса ремонтного молодняка. К 26-му году, по сравнению с 23-м, увеличим объём выпуска яиц, ориентировочно, в два раза.
Минимум, что получим в 2026 году - порядка 85 миллионов яиц, а будем стремиться к ста миллионам в год. К слову, в советские времена фабрика выпускала до 20 миллионов яиц в год, на территории действовали 20 корпусов. Такая вот арифметика.
- Если бы вас пустили в сетевые магазины, насколько вырос бы объём производства?
- Объём яиц не зависит от того, работаем мы с крупными торговыми сетями или нет. К слову, чтобы с ними работать, сделали упаковку, разработали новые этикетки. Начали фасовать яйца так, как диктует покупатель – не только по 30 штук, а в том числе по десятку, чтобы каждому было удобно положить покупку в обычную хозяйственную сумку.
Кроме того, что касается торговых сетей, необходимо около 80 млн рублей, чтобы начать с ними работать – всё не просто так!
Это большая сумма, если учесть, что при поддержке Промышленной палаты РХ мы получили кредит порядка ста миллионов рублей и это было для нас сродни глотку воздуха. На данном этапе материальной возможности «достучаться» до торговых сетей нет, но стремимся к этому. Надеюсь, в следующем году начнём напрямую работать с Пятерочкой, Командором. Будем стараться представить продукцию достойно – теперь выпускаем не только столовое яйцо, но и деревенское, витаминизированное.
Как было не поинтересоваться у руководителя, какие именно яйца – на столе в её семье?
- Мой сын – пловец, приверженец здорового образа жизни, -ответила директор, - ему подавай качественный белок, то есть яйца с двумя желтками. Они самые крупные, выделяются среди других.
- А цвет скорлупы на качество яиц влияет?
- Нет! Влияют условия содержания кур, освещённость, витаминные добавки, которые делают корм (отечественный, наш!) полноценным, сбалансированным.
Кадровый вопрос стоит остро – нужны инженеры, слесари для работы с дорогостоящим автоматизированным оборудованием. Нужны люди с инженерным или со среднетехническим образованием. Всех специалистов обучают самостоятельно, «под себя».
Елена Егорова, когда отъезжали от фабрики, ещё подкинула цифр:
- Наличие птицы, по состоянию на 1 мая 2025-го – почти полмиллиона. В том числе 295 тысяч кур-несушек.
И подвела черту увиденному-услышанному:
- Собственник в успехе дела заинтересован, у директора глаза горят – все будет хорошо.
Марина КРЕМЛЯКОВА,
фото автора