
Учитель русского языка и литературы гимназии Черногорска Лилия Александровна Маслова испытала незабываемые эмоции после объявления результатов ЕГЭ по русскому языку. Её ученик Игорь Бойко в числе троих выпускников республики получил за экзаменационные задания сто баллов.
- Вас можно назвать соавтором успеха, так ведь?
- Да, конечно. Но я обычно говорю, что к успеху ведёт «любовный треугольник» из ученика, учителя, родителей. Когда такой треугольник гармонично складывается, есть шансы на успех. А если какая-то его сторона западает, ничего подобного не получается.
- Удивило, что такого высокого результата в языковой дисциплине добился юноша. Ведь принято считать, что гуманитарный склад ума – у девушек.
- Игорь – не гуманитарий. Он математик, у него строго логическое мышление. А законы формальной логики лежат и в основе лингвистики, всё это помогло парню в достижении максимального результата. А те, кто имеет гуманитарный склад ума, это, как правило, люди творческие, они относятся к сочинению, которое даёт наивысшее количество баллов, вдохновенно, нестандартно. Это нарушает определённые критерии, в соответствии с которыми рекомендуется писать работу. Тогда как необходимо понимать, что экзамен – это не конкурсная работа, не сочинение в абсолютно вольном стиле.
- Ваши воспитанники это понимают, ведь у многих за главный школьный экзамен – более 90 баллов.
- У Карины Еказарьян 97 баллов. Талантливая ученица, имеет призы всероссийских конкурсов. Но это конкурсы, и, кстати, каких только нет, возможности реализовать себя огромные! Там, пожалуйста, применяй все средства для создания образов, твори, пробуй. А для экзаменов надо уметь следовать чёткой инструкции. Кроме того, необходимо умение чётко выражать мысли. Этим искусством в совершенстве владеет Игорь Бойко, другие ребята.
- Немного странно в отношении сочинений слышать о критериях, рамках. У докторов – да, есть такое понятие, как лечение по протоколу. И то спорная система! А в творчестве, в сочинении рамки… Это давно так?
- Нет. Я в этой сфере много лет. Приспосабливались к ЕГЭ, учились на своих и чужих ошибках, пробовали новые подходы. В течение десятков лет критерии к тем, кого экзаменуют, постоянно менялись, практически ежегодно – в сторону усовершенствования. Могу сказать, что с точки зрения определения творческой личности этот экзамен никоим образом не поможет, творческих, настырных, талантливых выявляет олимпиадное движение. Однако экзамен позволяет систематизировать знания и представлять, понимать язык именно как систему. Что, кстати, редко бывает. Часто язык, увы, преподают иначе. А важна именно основательность, взаимосвязанность материала. В русском языке нет ничего случайного, всё логично, закономерно. Как было закономерным ранее, до 17-го года, изучение словесности, то есть русского языка и литературы в целом. Эти предметы разъединили, а разъединять нельзя было – именно на произведениях словесности мы и должны учить. Такому языку, который помогает в общении, в формировании мыслей.
Язык – инструмент познания мира, и ограничиваться «жи-ши», «ча-ща» глубоко неверно.
А экспрессивная, эмоциональная составляющая языка? Сколько проблем можно решить, если владеешь языком, умеешь выразить, сформулировать правильные мысли, донести их до других. Если умеешь делать это сам, и к психологу в затруднительных ситуациях отправляться не обязательно! Семья рушится или с подростком теряются точки соприкосновения – тут язык находка, основа всего в построении отношений. «Просто» нужно найти нужные слова, примеры, быть убедительным.
Если сравнить экзамены по русскому языку, когда всё начиналось, и сейчас – разница колоссальная, в лучшую, качественную сторону. Не говорю об идеале, но идём по пути упорядочения критериев оценки.
- Когда надо начинать готовиться к ЕГЭ?
- Пришёл в первый класс – учись так, чтобы понимать каждую тему. Читаешь, учишься – значит, готовишься к экзамену. Аргументы в сочинениях могут быть приведены из разной литературы, в том числе научной, публицистической, из разных отраслей знаний. Это я об идеальной истории. А если ближе к окончанию обучения, если человек имеет мотивацию, он может подготовиться, систематизировать знания, усиленно занимаясь с 10 класса.
- С недавних пор выпускники накануне ЕГЭ пишут итоговое сочинение.
- Да, и это прекрасно, потому что даются темы, связанные с моралью, нравственностью, с развитием научного прогресса, этические, об экологических проблемах. К примеру, развитие искусственного интеллекта – это прорыв, возможность развития или трагедия? То есть проверяется не только грамотность, но и умение мыслить, рассуждать на актуальные темы. Эти сочинения «строят» наши мозги, держат их в тонусе. Умение излагать мысли – основа познания мира.
- У вас появился гуманитарный класс.
- Да, вела его в течение года. Дети, кому интересны языки, просили об этом. Есть настолько увлечённые словесностью, победители творческих конкурсов и олимпиад, которые мечтают стать писателями. Что ж, пусть всё сбудется.
Кроме того, гуманитарный класс – в том числе для того, чтобы устранить некоторые перекосы. У нас то все хотят быть юристами, то инженерами, айтишниками. На самом деле каждому надо понять, к чему лежит душа, какие есть способности. И развивать их. Для этого «копаем» очень глубоко. К примеру, говорим о произведениях, связанных с антиутопиями (очень актуально), к примеру, обсуждаем книгу «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, думаем о сюжете романа «1984» Джорджа Оруэлла. Читаем «Цементный сад» Иэна Макьюэна, «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро о чувстве лишённости родины и о многом другом.
Мало того, что мы благодаря этому развиваемся, плюс у нас интерес в отношении итогового сочинения, в котором приветствуется демонстрация начитанности. Ценится, если ребята приводят цитаты, размышления об удивительных произведениях. Ценится, что они знают таких авторов, наряду со многими другими, произведения которых «проходят» в школе. Я этим горжусь, выступала на городском методическом объединении, представляла схемы изучения непростых текстов, доказывала, что это отлично развивает логику, когнитивные способности. Мы ведь с ребятами не просто «схватываем» сюжет, а разбираем, в чём суть, какова главная мысль, какие есть в произведениях «подводные камни».
Языковые знания вообще никому не помешают. Айтишники, чиновники, люди любых профессий должны быть разносторонне развитыми, должны уметь выражать мысли. Так что язык – основа всего.
- Язык для вас, по всему чувствуется, глубокоуважаемый, многогранный и очень любимый. Так было со времени обучения?
- Да, именно так. Училась в Красноярске в институте, который сейчас переименовали в Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева. Там предлагали перевестись на престижный факультет иностранных языков, я не согласилась – интересным было своё, родное слово. До сих пор с упоением вспоминаю старославянский язык, историческую грамматику, изучающую развитие языка во времени…
- Филфак – сложный факультет.
- А знаете, как нравилось учиться, как соображала, ловила знания, как это было необыкновенно увлекательно. Материал учила, зубрила, не желала ни от кого отставать. И этот багаж по сей день держит на плаву.
- Ученики отмечают, что у вас настолько интересный подход к урокам – успеваете не только дать материал, но и рассуждать, спорить, подвигать к размышлениям. Это ваша фишка?
- Полагаю, такой подход к делу используют многие учителя. Но знаю, что есть и другие, которые просто дают материал «от и до».
Вот что любопытно: у меня три одиннадцатых класса, и в каждом из них занятия строятся и проходят по-разному, потому что ребята все разные.
- И в вашей работе важен эксклюзив, индивидуальный подход! А как вы выкручиваетесь из ситуации, когда в одном классе – и суперталант, и середнячок?
- Не все дети талантливы, бесспорно. Но каждый ребёнок, по моему убеждению, заслуживает любви, уважения. Не надо всех «тянуть» на один уровень. Тянется – тянем, выращиваем крылья. А если человека привлекают биология, химия, математика, он останавливается на некой языковой норме, насильно мил не будешь, и не надо.
Есть ситуации, когда кого-то невозможно пробить знаниями. Это правда жизни.
Кроме того, подчеркну, что, на мой взгляд, не нужна слишком ранняя узкая специализация – дети по-разному открываются. Иногда думаешь, он – бесталанный, а на каком-то конкурсе или уроке вдруг открываешь ребёнка с новой, неожиданной стороны. К любому ученику отношусь так, как я бы хотела, чтобы относились к моим детям и внукам. По-честному, как к личностям. И ребята, в итоге, хорошо сдают экзамены. И в 2022-м году у меня был стобальник.
- Вы постоянно с детьми, видите, что происходит в их среде. Как они изменились за те годы, пока вы работаете в школе – за десяткм лет?
- Есть опасение, что родители 90-х годов воспитывают детей, которые пропитаны идеями общества потребления. На этой волне общественное уходит на второй план. Впереди – своё, что-то для себя, личная выгода. Пока это не стало закономерностью, наша задача эти случаи не пропускать.
В целом же ребята стали умнее, начитаннее. Есть гениальные, невероятно способные. Имеют цели, хотя они и не такие романтичные, какими были мы. Прагматики.
- На мой взгляд, вы можете влиять на ситуацию, менять её. Пожалуй, вы именно этим и занимаетесь, на примере богатейшей литературы, путём подбора акцентов, поворотов в исследовании школьных тем.
- Да! Мы на занятиях в гуманитарном классе судили Раскольникова, размышляли, возможно ли Екатерину из «Грозы» представить в современном мире. Писали альтернативные концовки к таким произведениям, как «Куст сирени» Александра Куприна, «Кавказ» Ивана Бунина. Всегда говорю ребятам, что, читая, мы проживаем не одну, а много жизней, обретаем опыт, учимся выстраивать собственное поведение.
- Были мысли когда-то уйти из школы?
- Никогда!
- С выбором профессии вы попали в точку. Однако многие жалуются, что учительство – настолько непростое дело, что занимает много времени, попросту – съедает человека.
- Люблю профессию, но, бесспорно, бывают моменты, когда овладевает отчаяние: «Брошу всё!» У многих такое случается – ставки небольшие, нагрузка, в самом деле, серьёзная. Знаете, кто из меня получился бы, кроме учителя? Сносный режиссёр-постановщик. Каждый урок – не что иное, как постановка, режиссура. Люблю что-то делать с другими преподавателями, детьми. Когда всё получается – восторг. Так что слабости – они минутные. На самом деле ни в какую другую сферу меня не заманишь, даже если в материальном плане это выгоднее.
- Так съела вас профессия или нет?
- Работаю по 12-14 часов в сутки. Иногда сожалею, что сорвалась, не так кому-то ответила, была не права. Прошу прощения в таком случае – я не автомат, могу ошибаться. Надо договариваться. И детей тому же учу.
Так что не съела, нет! После выходных мечтаю скорее отправиться на работу.
- Дача, что расположена у вас в красивом месте, в Мохово, отдушина?
- Земельные работы – не моё. Не знаю, как и что садить, этим занимается муж. Люблю смотреть на море, молчать. Хобби – обожаю что-то украшать, шить, читать.
- А ещё одно из ваших любимых занятий – придумывать себе экстравагантные, очень яркие наряды.
- Есть такая болезнь!
- Дети о вас говорят: «Такая яркая, нестандартная, необычная»!
- Знаете, всегда говорю: ежели Бог не дал внешности, надо её придумать. Должен быть стиль. Люблю яркие цвета. Одежда в нашей работе – возможность отнестись к себе творчески, реализоваться. Как-то на курсах была тема: стоит ли учителю ярко одеваться. Говорили – нет. Не согласилась. Встречают по одёжке, а затем слушают: что же говорит этот учитель, как он преподаёт?
- Наш город сегодня на пороге выборов, безусловно, все ждут перемен. В чём счастье и беда Черногорска, на ваш взгляд?
- Мой муж, который родом из Ярославля, военный, у нас была возможность остаться в Питере. Я возразила: «Поехали в мою родную Черногорку!» Убедила: где родился, там и сгодился. Такое моё убеждение мало кто разделяет, случается, подтрунивают. А я люблю Черногорку. Со многим не согласна, но мне не надо ничего другого. И это не поза, не бравада. Хочется куда-то съездить – всегда за, но ненадолго, а потом – скорее домой. Не нравится в городе – то, что он летом зарастает травой. Неужели невозможно её вовремя косить, не допускать разрастания бурьяна?
А ещё считаю, что самое позорное место в городе – за «тридцатым» рынком. Как это можно, почему? Разве нельзя штрафовать тех, кто там ведёт бизнес? Разве нельзя обязать их убирать за собой? А ещё постоянно посещают мысли: почему нельзя договориться с предпринимателями, чтобы они разбили клумбы возле каждого магазина? С самыми простыми, дешёвыми цветами? Кто-то ведь за это отвечает.
- Спасибо за ваши мысли, идеи, за неравнодушие. Пусть дети любят вас, уважают и прислушиваются.
Марина КРЕМЛЯКОВА