Вкалывают роботы, счастлив человек! Или а вы видели БелАЗ-беспилотник? Часть 2

Дата публикации: 03.07.2025 - 15:34
Просмотров - 88

А ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?

6 июня 2025 года Президент России Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. И на нём он, в частности, обозначил важные моменты стратегического планирования экономики страны, в том числе шла речь об  укрепление технологического суверенитета.

- Как уже сказал, текущий год является во многом определяющим для технологического развития России, - заявил Владимир Путин. - Важно чётко понимать направления, которые сегодня и в долгосрочной перспективе будут задавать темпы роста, динамику развития отраслей, регионов, всей страны. Нужно зафиксировать те сферы и области, где предстоит обеспечить настоящее глобальное технологическое лидерство компаний, научных центров, предприятий… В отдельных сегментах российские беспилотные системы уже являются самыми передовыми в мире, превосходят иностранные аналоги.

И ведь фактически Президент страны говорил о таких предприятиях, как «Изыхский» - лидеров магистрального направления прогресса.

В своей научной статье «Технологии автономной добычи как фактор опережающего развития» доктор технических наук Владимир Азев отмечал: «Потребность человечества в природных ресурсах растёт и к 2050 году вырастет прогнозно в 2-3 раза. Переход к чистой энергии и зеленой экономике приведет к увеличению потребления некоторых полезных ископаемых в десятки раз. Поскольку перспективные горнодобывающие активы часто сосредоточены в малонаселенных и климатически рискованных районах, удовлетворить спрос на прирост добычи минеральных ресурсов в требуемых объемах традиционными технологиями добычи – маловероятно. Традиционные технологии добычи требуют постоянного присутствия в шахтах и на рудниках людей-операторов, что создает риски для здоровья и безопасности.

Переход к передовым цифровым технологиям и роботизированным системам является одним из приоритетов научно-технологического развития РФ на ближайшие 15 лет. Автоматизированная карьерная техника — один из актуальных трендов в добывающей промышленности».

О том, каким будет завтрашний день развития роботизации на разрезе «Изыхский» мы поговорили с Владимиром Азевым.

- Владимир Александрович, вы подробно рассказали о том, как шло и идёт сейчас внедрение роботов в производственный процесс. Но каким вы видите будущее проекта? Будет ли увеличиваться парк роботов или подождёте, пока программисты не научат машины всему, что необходимо для полноценной работы?

- Сегодня мы наблюдаем тенденцию к увеличению добычи угля,  коснулось это и «Изыхского». Совсем недавно у них было 1200 тыс.тонн годового объёма добычи , а в этом году планка уже 1,8 млн тонн. Соответственно, надо развиваться, наращивать темпы. Но появились проблемы с комплексом (роботы плюс экскаватор, - прим.автора), он не достаточно «резвый» для нынешних темпов. По идее, на один экскаватор надо четыре БелАЗа, чтобы работа шла в нужном графике. А у нас есть только два робота, получается, половину времени экскаватор простаивает, что неправильно.

Смешанный комплекс, когда одновременно используются и пилотируемые машины, и беспилотники, пока не допускается, не позволяет техника промышленной безопасности.

Выход – продолжение развития программы роботизации. По инвестициям мы инициировали приобретение ещё одного робота, таким образом, чтобы на передовом уступе производительность экскаватора задействовать полностью. На данный момент у нас на трёх уступах спокойно можно работать с использованием беспилотников.

- То есть можно ожидать появление ещё одного робота на «Изыхском»?

-  Надеюсь. Больше того, в перспективе, планируем предложить инвестиционное приобретение ещё трёх автосамосвалов-роботов или в другом варианте – так называемых ретрофитов (ретрофит – это целенаправленная модернизация оборудования с использованием современных технологий и компонентов, позволяющая значительно продлить срок службы техники и повысить её производительность, - прим.автора). По сути, ретрофит – это обычный БелАЗ, на который устанавливается соответствующее оборудование, оно превращает машину в робота. По вложениям такой вариант гораздо выгоднее, чем приобретать изначально робот. По данным специалистов – экономия составляет порядка 500 процентов!

Другое дело, что самим роботам могут угрожать люди. Из-за неаккуратности, небрежности, невнимательности можно вывести робот из строя. Соответственно, надо людей научить взаимодействовать с роботом. Ездить более аккуратно,  не вводить робота в ступор. Должно быть уважение. Причём взаимное. Робот не должен представлять опасности для человека, но и человек должен с уважением относиться к такой сложной технике.

Горное производство – сложное производство, и постоянно меняющееся, поэтому убеждён, что в робота нужно закладывать какую-то часть искусственного интеллекта. Он должен оценивать каждую ситуацию. Был у нас случай еще на разрезе «Абаканский» при ликвидации подземных выработок бывшей шахты Ачминдор,  когда ликвидировали очаг самонагревания горной массы, робот заехал на эту площадку под погрузку. Он просто не понял, что этого делать нельзя, что это опасно. Опытный водитель, наверняка, мог бы визуально выявить факторы риска, а роботу не хватило возможностей программного обеспечения.  Вывод – в подобных условиях нужно устанавливать термодатчики, учить робота учитывать температурный режим.

Но работа интересная, постоянно появляются новые вызовы, новые проблемы, которые нужно решать. Здесь нельзя стоять на месте. Я всегда говорю, что горное производство - это быстроменяющееся производство. И поэтому всегда нужно стараться быть на шаг впереди. Поэтому считаю, что надежда всей компании – это разрез «Изыхский» и его опыт по внедрению роботов в производство. Научатся здесь, смогут передать опыт другим предприятиям. И это очень перспективное тиражирование опыта. Так как есть предприятия, где ситуация с кадрами ещё более острая, чем у нас. И порой там вынуждены привлекать малоквалифицированные кадры. А что это значит – доверить дорогостоящую технику необразованному, плохо подготовленному водителю? Это аварии, это остановки на ремонт. А ведь один БелАЗ стоит порядка 200 миллионов рублей. Сами понимаете – очень дорогое удовольствие по привлечению неквалифицированных работников. Как сказал один из директоров разрезов: «Мы не настолько богатая компания, чтобы на очень дорогую технику сажать неквалифицированного человека».

Роботизация – это, безусловно, наше будущее. Для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке, необходимо иметь технологическое преимущество.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора