
Продолжение. Начало в № 23 от 19 июня 2025
Бывает, едешь по нашей бескрайней степи – там стадо коров, тут несколько бурёнок, вдалеке – что-то вроде кошары или коровника. Непонятно, чья живность, откуда, кто держит, насколько успешно или провально… А в автобусе с главой Усть-Абакана Еленой Егоровой всё становилось на свои места.
- Посмотрите направо, это такой-то хозяйствует, гляньте налево – здесь владения другого фермера, у него иные масштабы. Столько-то крупного рогатого скота (КРС), есть свиньи, овцы.
Так мы с коллегами крутили-вертели головами, пока не доехали до крестьянско-фермерского хозяйства Матвея Михайловича Шпакова, действующего с 2012-го года. Хутор, который облюбовал фермер, расположен в девятнадцати километрах от села Вершина Биджа.
Вышли из автобуса – будто в кино попали. Центр притяжения – юрта, на которой рога, маски, да чего на ней только нет! Чувствуется – всё это копилось годами, прикреплялось с любовью, возможно, что-то – в качестве не только украшений, но и оберегов. Неподалёку – недавно посаженные сосёнки. Трудно им в пропечённой палящим солнцем степи, на ветрах, которые иной раз не освежают, а иссушают всё вокруг. Так хозяева, чтобы сберечь, заботливо укутали их затеняющей плёнкой, почва «в ногах» у саженцев была влажной – поливают, беспокоятся.
Ещё в автобусе узнали, что в хозяйстве 267 голов КРС, в том числе 183 коровы. Получено телят от коров 156. Что фермер сеет многолетние травы на площади 300 гектаров, заготавливает из этих трав сено. В прошлом году было заготовлено 530 тонн сена для корма скотины. Причём, фермер может похвастать инновационным опытом заготовки кормов - использует линейный упаковщик рулонов для заготовки зелёной травяной массы. Преимущество такого метода в том, что за счёт герметичности упаковки травяная масса может сохранять витаминные свойства что, разумеется, очень ценно в холодное время года.
Управляющий КФХ Александр Крученков рассказал, что в этом году удалось выиграть грант на семейную ферму в размере почти 8 миллионов рублей. Сумма солидная, и приобретения – тоже:
- Купили 50 тёлок племенной герифордской породы, трёх племенных быков. Нетели – вон, в теньке, под навесом. От каждой из тёлок ждём телят. Деньги использовали ещё и для приобретения трактора «Беларус» - очень был нужен. Купили фронтальный погрузчик и грузовой автомобиль «Соболь».
Пишущие, фотографирующие, обо всём на свете спрашивающие коллеги переглядывались: «Ничего себе поддержка, хорошие деньги!» И «напали» с уточняющими вопросами:
- Почему за герифордами так гоняются?
Управляющий улыбнулся:
- Взяли попробовать, может, получится. Выход мяса у них больше и быстрее вырастают до товарного состояния.
Нам пояснили: одно из жёстких условий гранта – приобретение именно чистокровных животных, с регистрационными свидетельствами, племенными паспортами. Чтобы, значит, не абы как развивались КФК, а качественно.
Спрашиваю управляющего, как его день строится.
- Сегодня встал в шесть.
- По будильнику, петухам или индюкам?
- На улице стало светло, встал и пошёл. Объехал территорию, посмотрел, что и как.
Часть основного стада у нас пасётся, часть закрыта. Напоил, накормил, это делаю один. А так – человек пять у нас работают.
- Когда рабочий день завершается?
- Как получится. То в 10, то в 12.
- Тяжело?
- Не-ет. Для облегчения – техника. Посевная на ней, и заворачиваем траву тоже механически.
- Прибыльное дело?
- Нормальное.
- На город бы променяли?
- Нет! Я вырос в деревне, из Шушенского района.
- Семья или один?
- Один.
Жених, значит…
Рыже-белое стадо прогнали под «дулами» фотоаппаратов. Фотомодели, прогулявшись по загону, снова устремились в тень – пекло в тот день нещадно.
А ещё нам позировали кролики, индюки и хрюшки. Последние, как водится в их хрюшином характере, состязались между собой за право поглубже войти в огромную грязевую лужу. Нет, ну правда, свинья – везде грязи найдёт.
Уезжали под редкий лай собак, что содержатся в вольерах. И сетки этих заграждений, как выяснилось, не для того, чтобы нас и других званых или незваных гостей защищать, а их – от дикого зверья, что, бывает, наведывается на хутор. Такие дела!
Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора