
Вечереет, наконец-то немного отступила жара, кажется, можно вздохнуть спокойно, открыть окна в квартире и отправиться спать. Утром на работу.
Но не тут-то было…
- Вззррр… Уууууйюююю… Дррррррыын-ды-дын!...
В то время, как город засыпает, на улицы вылетает – нет, конечно, не мафия, но не менее опасная банда малолетних байкеров. По крайней мере, они себя так называют. Подростки на скутерах, питбайках, мопедах и мокиках с рёвом и грохотом вылетают на городские улицы. Это же так прикольно - носиться по дорогам с прямотоком, взвизгивать тормозами так, что у стоматолога зубы начинают ныть, а младенец в кроватке прощается с жизнью – страшно-то как!
Иллюстрация сгенерирована GigaChat
- Уже с неделю, а может и побольше у нас на Советской по вечерам буквально летает на реактивной тяге сине-белый мотоцикл, - жаловался в редакции читатель Сергей. – Грохот жуткий, впечатление, что у тебя под окнами взлётно-посадочная полоса и постоянно взлетают большие самолёты. как-то видел, что мотоциклиста преследовал наряд ДПС, но, судя по тому, что через полчаса этот, как бы сказать помягче, неумный человек, вновь с рёвом пронёсся по улице, остановить инспекторы его так и не смогли. И с каждым годом становится всё хуже и хуже. Я не понимаю, куда смотрят родители и чем думают, покупая пацанам опасную технику. У них что – много запасных детей?
Эти вопросы волнуют не только Сергея. Судя по рассказам, в городе уже не осталось спокойных улочек, где по вечерам бы люди не вздрагивали от визга протектора и рёва моторов. Время от времени сотрудники ГАИ задерживают нарушителей спокойствия и правил дорожного движения, отправляют байки на спецстоянку, а водителям или родителям выписывают штрафы. Вот только меньше таких гонщиков не становится.
Напротив, их число растёт с каждым годом. И цирковые номера, которые откалывают подростки на дороге, становятся всё опаснее. Буквально накануне наблюдала, как по Юбилейной мчалась кавалькада из почти десятка мопедов, почти все подростки без шлемов, зато каждый старался встать на заднее колесо и проехать как можно больше. Даже не хочу представлять, что в это время думали водители автотранспорта, в недобрый час, выехавшие по своим делам. Ведь не дай бог, свалится такой неадекват под колёса – ты же и виноват будешь. Даже если по закону вдруг претензий не обнаружится, всё же морально тяжело – как ни крути, а сбил ребёнка!

Пока школьники рассекают по асфальту, их менее взрослые друзья по увлечениям покоряют просёлочные дороги. Увидеть водителя скутера лет 8-9 с пассажиром лет 4-5- – да без проблем! Увернуться от несущегося на тебя квадроцикла, которым управляет пацан лет 7 – реальность! И довольные родители, как же – порадовали деточку, купили скоростную машину, теперь не хуже, чем у других!
Бьют тревогу обычные водители, пешеходы, педагоги и госавтоинспекторы – необходимо прекращать такую практику! Дети же реально гибнут или калечатся. Но… мамы и папы продолжают одарять детишек смертоносной техникой.

В последнее время ГАИ стала публиковать очень жёсткие видеоролики – рыдают мамы, под простынями лежат погибшие Маши, Лёши, Владики. 12 лет, 13 лет, 9 лет, 8 лет – список страшный, все дети попали в ДТП и врачи уже были бессильны помочь.
Но ведь проблема ещё в том, что нередко мотоциклисты-нарушители забирают с собой на тот свет ни в чём неповинных людей! Помните майскую аварию на Космонавтов, когда мотоциклист сбил насмерть пешехода, погиб сам, а пассажирка отправилась в больницу? И таких аварий немало. Но самое поразительное, что находится масса людей, которые возмущены, мол, а зачем инспекторы ДПС их преследовали? Вот если бы за мотоциклом не шла патрульная машина, не пугала бедного юношу, то все были бы живы и здоровы!
Правда?
Интересный выход, не трогать нарушителей закона из опасения, а вдруг что-то пойдёт не так? Всегда хочется спросить, а если такой реактивный водитель снесёт на дороге вас, вашего ребёнка, ваших родителей – тоже будете пропагандировать бережное отношение к гонщикам?

Что скрывать, инспекторов ГАИ в России осталось мало, это не только черногорская проблема, везде сказалась тотальная оптимизация. И одновременно патрулировать хотя бы магистральные улицы города возможностей нет. Но ведь даже когда наряды заступают на дежурства, могут реально пресечь нарушения, находится масса добровольных помощников гонщиков, которые в месенджерах предупреждают, мол, там-то и там-то стоят ДПС.
- Я считаю, что полиция должна активнее работать с нормальными горожанами, - говорит Сергей. – Ведь у многих сейчас стоят видеорегистраторы, есть видеокамеры на домах, магазинах, офисах. Если городская администрация до сих пор не может обеспечить видеонаблюдение на дорогах, то частные камеры могут помочь в поимке нарушителей. Вот этот бело-синий мотоцикл – наверняка же он попадал на видеорегистраторы, так почему бы начальнику ГАИ не обратиться к людям, не попросить прислать файлы в инспекцию? Думаю, что многие бы согласились поделиться информацией. Нормальные водители заинтересованы в том, чтобы правила на дорогах не нарушались.
Возможно, ГАИ и прислушается к мнению опытного участника дорожного движения. Но пока этого не произошло, инспекция старается работать с подростками превентивно. Проводит встречи, беседы. Не всегда это помогает. Но ведь главное вовсе не опускать руки.
Интересная встреча прошла в июне в 19-й школе. Советник директора по воспитанию Диана Дацюк инициировала проведение круглого стола для подростков «Закон и порядок». Участниками стали ребята, посещающие лагерь дневного пребывания, подростки, состоящие на различных профилактических учётах, инспекторы ГАИ и настоящие байкеры. Последнее – очень значимо.
Ведь с госавтоинспекторами, а тем более своими учителями, дети и так регулярно встречаются, слушают о правилах поведения на дороге и т.д., но слышать и прислушиваться – вещи очень разные. Другое дело, когда выступает настоящий байкер, приехавший на крутом мотоцикле. Ведь вот же он – идеал! Вот к чему стремятся многие подростки – стать крутым, иметь мощный мотоцикл, научиться ездить так, что все вокруг завидуют!

- Участник мотосообщества МОТОДВИЖУХИ Хакасия Александр Лагунов предостерёг ребят от управления мототранспортом, объяснил, что водитель должен иметь соответствующее право, опыт и навыки безопасного вождения, которые в первую очередь получают при обучении в автошколе, - отметила после встречи старший инспектор по пропаганде безопасности движения ГАИ Черногорска Ирина Яковенко. - Он продемонстрировал подросткам своё водительское удостоверение и подчеркнул, что увлечение мототранспортом должно быть только в рамках закона. Подростки слушали Александра с большим вниманием, было видно, что его слова ребят задели.
Что ж, будем надеяться, что эти школьники на самом деле приняли правоту старшего товарища и не сядут на мопеды, скутеры и прочую мототехнику до наступления 16 лет, получения водительских прав. Но остаются другие подростки – те, кто уже сегодня вечером вновь отправяться выносить мозг горожанам, прорываясь с рёвом по улицам и дворам. С ними-то как быть?
Кстати, у нас часто любят кивать на Запад, мол, вот там-то такого безобразия нет! Там люди живут в тишине и спокойствии, законы все соблюдают, на улицах чистота, в душе лепота…
Но давайте посмотрим, какое наказание за малолетних байкеров-бесправников у нас и, скажем, в Германии.
Итак, в России за управление мопедом, питбайком, мотоциклом, автомобилем без соответствующего права несовершеннолетнему водителю по достижении им 16 лет грозит административная ответственность – штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей.
Материалы о нарушении ПДД подростками направляются для рассмотрения и принятия решения на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Также рассматривается вопрос о постановке несовершеннолетнего на профилактический учёт в отделение по делам несовершеннолетних. Для родителей при этом предусмотрена ответственность по 1 ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее воспитание своих детей.
Если собственник транспортного средства передал право управления несовершеннолетнему, то составляется административный материал по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством). Это нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 30 000 рублей. Само транспортное средство помещается на спецстоянку.
А теперь смотрим, как наказывают в Германии.
Если родители купили подростку питбайк и он на нём совершил аварию, то родители платят штраф. И не 500 рублей, а на порядок выше. Помимо повышенной страховки и штрафа возможна материальная ответственность. Даже за первое нарушение штрафуют сурово. Но самое интересно, когда дитё вместе с родителями не поняли с первого раза.
За повторное нарушение родители платят штраф чуть ли не в десятикратном размере. Напомню, а он изначально был отнюдь не копеечный. Во-вторых, папам-мамам прилетает штраф за ненадлежащее воспитание ребёнка, и занесение информации в справку о неблагонадёжном поведении. А без этой справки (или при записях в ней) на работу не устроиться, повышения не получить, начальником не стать.
И это логично. Ведь каким руководителем может быть человек, если он не смог справиться со своим ребёнком? Какая ответственность за других и право приказывать им? Так что родители сто раз подумают, а стоит ли рисковать деньгами и карьерой? Больше того, запись о нарушении закона в малолетнем возрасте будет преследовать участника всю жизнь. А это значит – ограничения при поступлении в вузы, иные учебные заведения. Контроль со стороны органов опеки и полиции, встречи, беседы, нравоучения.
В общем, масса сложностей, с которыми мало кто хочет связываться. И поэтому императив «А чем мой сыночек хуже других?» там не срабатывает. В действии другой принцип: «Чтобы никому не аукнулось проблемами в будущем, соблюдаем закон с младенчества».
Валентина КОРЗУНОВА,
фото из архива автора и ГАИ Черногорска