
КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЁТСЯ
Хочу поблагодарить Ладу Владимирцеву за правильную статью. Она поставила острые вопросы – об ответственности учителя, о внутренней мотивации педагога. Хотелось, чтобы и директора школ услышали этот крик матери.
И вот о чём задумалась. Ещё с давних времён у нас сложились стереотипы некоторых профессий. Если врач – значит, ангел в белом халате. Если учитель – значит, вторая мама. Ну, и так далее. А ведь, по сути, среди врачей далеко не все такие уж ангелы-бессребренники, и среди учителей много тех, кто только отбывает рабочую смену, а на детей, их обучение плевать.
Не скажу, что это проблема только сегодняшнего дня. Я училась ещё в советской школе, и у нас были учителя, которых мы уважали, любили, а были и те, кто ненавидел детей, ненавидел свою работу, и мы платили им тем же.
Помню одну из таких учительниц, которая мало того, что постоянно орала на уроках, могла и указкой по голове стукнуть, так она ещё часто оскорбляла учеников и даже их родителей.
- Ты тупица, как твой отец-алкаш, сядешь в тюрьму, как он. Только время на таких тратить!
До сих пор звучит в голове её вопль. А кричала-то она на пацана-второклассника!
Бывают, конечно, неблагополучные семьи, даже поколения, когда и дед сидел, и отец сидел, и сын, как только подрос, попал в милицию. Но вот, что думаю, а сколько таких детей пошло по кривой дорожке потому, что их с самого детства учителя настраивали, что никогда из них ничего путнего не выйдет, что они тупицы и маргиналы, что их место в тюрьме?
В детстве я запоем читала книги Антона Макаренко, восхищалась его умением разговаривать с подростками, даже из самых упёртых и сложных делать настоящих людей. А ведь он работал на самом деле с трудными детьми. Но вера в то, что воспитанием можно направить на хороший путь у него была огромная.
Я и сама мечтала в школе, что стану учительницей. Но позже поняла, нет во мне такой искорки, которая способна зажечь детей. С лёгкостью могла поступить в педагогический институт, но выбрала другую профессию. Потому что не хотела быть плохим учителем, тем, кто коверкает души детей, а не возносит их к свету.
И очень жаль, что хватает других людей, которые остаются в профессии, даже если видят, что она не для них. Если на производстве выпустят бракованную продукцию, то виновные будут наказаны. И рабочий, и инженер, в общем, кто нарушил, тот и понесёт ответственность. Но почему в школах нет такого подхода? Ведь брак педагога гораздо более дорогостоящий и опасный, чем, к примеру, брак пекаря. Конечно, неприятно купить полусырой хлеб. Но это не смертельно. А вот исковерканная душа ребёнка – это на самом деле страшно!
С одной стороны, у нас учителей зажали в очень строгие рамки, они пишут массу каких-то отчётов, проходят курсы повышения и переквалификацию, не имеют права повысить голос на ученика и обязаны чуть ли не лебезить перед родителями. А с другой стороны, качество работы оценивается очень поверхностно.
Хорошо, если ученик учится на «отлично», сдаёт все экзамены на «пятёрки». Но, думаю, гораздо важнее, если учитель смог воспитать в ребёнке веру в себя, стремление к нравственным идеалам. Если в результате общения с учителем даже трудный подросток смог не пойти по кривой дорожке. Вот это главное!
Вот тогда можно на самом деле сказать, что учитель стала второй мамой. А не просто так всех скопом взяли и обозначили святым словом.
Хочется надеяться, что статью Лады Владимирцевой прочитают учителя, задумаются о ней и, может быть, что-то скорректируют в своём поведении и в своей душе.
Татьяна СТЕПАНОВА